Главная » Файлы » Лекции » Пропедевтика детских болезней |
Лекции по пропедевтики детских болезней
08.12.2012, 22:13 | |
Лекция 1. Методика исследования больного ребенка. Анамнез жизни 1. Особенности методики исследования ребенка Всестороннее внимательное исследование больного ребенка имеет огромное значение для правильной диагностики заболевания, назначения соответствующего лечения и организации ухода за ребенком. Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого, особенно если это относится к ребенку раннего возраста, для правильной оценки состояния необходим ряд специальных методов объективного обследования. При исследовании больного необходимо придерживаться определенной схемы, чтобы не упустить чего-либо существенного, важного как во время расспросов, так и во время объективного исследования. 2. Этапы исследования ребенка Исследование ребенка распадается на ряд этапов: 1) собирание анамнеза общего (anamnesis vitae); 2) анамнеза заболевания (anamnesis morbi); 3) объективного исследования настоящего состояния больного (status proeseus); 4) дополнительных исследований (лабораторные, рентгенологические и т. д.). Исследование должно завершаться постановкой диагноза, назначением лечения и определением прогноза. 3. Анамнез жизни В связи с тем, что разные возрастные периоды имеют те или иные особенности жизни ребенка, сбор анамнеза в раннем возрасте имеет некоторые особенности. Так, при выделении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделить особенностям: 1) пренатального периода; 2) интранатального периода; 3) раннего постнатального периодов; 4) анамнеза жизни детей раннего возраста. Необходимо подробно расспросить мать о том, как протекало развитие ребенка, о характере его воспитания, узнать о перенесенных заболеваниях, о семейных заболеваниях, жилищно-бытовых условиях, о вскармливании, произведенных прививках, реакциях на них, эпидемиологическом окружении ребенка. Особенно подробно необходимо остановиться на следующих моментах: 1) который по счету ребенок, от какой беременности родился, как протекали беременности и чем закончились (выкидыш, мертворожденные и недоношенные дети, аборты); 2) как протекала беременность (токсикоз I или II половины беременности - тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, перенесенные вирусные инфекции), использовала ли мать декретный отпуск; 3) как протекали роды, на какой день и с какой массой выписали ребенка домой; 4) заболевания в период новорожденности. Наличие желтухи, родовых травм, других заболеваний; 5) физическое и психомоторное развитие ребенка; 6) поведение ребенка дома и в коллективе: отношение к другим детям и взрослым; 7) особенности сна, его продолжительность; 8) общие особенности кормления на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное); 9) сроки прорезывания зубов; 10) перенесенные заболевания; 11) профилактические прививки - против туберкулеза (БСЭ), полиомиелита, стафилококка, кори, паротита, краснухи. Реакция на прививки. Характеристика туберкулиновых проб; 12) контакт с инфекционными больными; 13) лечился ли ребенок в стационаре? Анамнез жизни детей старшего возраста При сборе анамнеза детей старшего возраста необходимо расспросить о жилищно-бытовых условиях семьи, профессии родителей, домашней обстановке, помещении, в котором живет ребенок, и т. д. Уточняются следующие сведения: 1) который по счету ребенок? Особенности развития в периоде раннего детства; поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников - успеваемость. Какие предметы предпочитает? 2) перенесенные заболевания и хирургические вмешательства; 3) профилактические прививки и туберкулиновые пробы; 4) половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков). Дополнением к анамнезу жизни является семейный анамнез, поэтому наряду с паспортными данными родителей выясняют: 1) состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Наличие в семье инфекционных, психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний, профессиональных вредностей, курения, алкоголизма; 2) генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек, до братьев и сестер по горизонтали; 3) оценка материально-бытовых условий. Лекция 2. Анамнез болезни. Объективный осмотр ребенка 1. Анамнез болезни После общего расспроса о ребенке переходят к собиранию анамнеза заболевания. При этом нужно иметь в виду, что признаки заболевания не всегда выявляются сразу, чаще они устанавливаются постепенно, в течение нескольких часов, дней. Надо уметь установить ранние признаки заболевания и выделить из них главные, ведущие. Нужно выяснить, когда и как началось заболевание, что предшествовало ему, какая была температура тела и как она изменялась в дальнейшем, не было ли сыпи, какие домашние, медикаментозные и немедикаментозные средства применялись для лечения. Необходимо обратить внимание на жалобы родителей, уточнить каждую жалобу путем дополнительных вопросов. Уточняют время, когда появились жалобы, обстоятельства, при которых они возникли, как протекало заболевание с момента его начала. Дополнительно расспрашивают о возможной патологии со стороны всех органов и систем. Интересуются, какие именно общие проявления заболевания отмечались (температура, озноб, нарушение сна, аппетита, изменения настроения). При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и одновременно наименее травмирующие ребенка. Помещение, где проводится исследование, должно быть теплым, без сквозняков, с естественным освещением. Важным является отсутствие шумов. Осмотр проводится в присутствии родителей. Врачу-педиатру необходимо найти контакт с родителями и ребенком. Руки врача должны быть теплыми. Недопустимо надевать яркие украшения и использовать косметику со стойкими запахами. | |
Просмотров: 1964 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |